Хартия Предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции

Мы, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан, объединяющая в своих рядах все субъекты предпринимательства Казахстана (далее - Национальная палата), а также субъекты предпринимательского сообщества, в целях противодействия коррупции, принятия эффективных мер для обеспечения благоприятных правовых, экономических и социальных условий реализации предпринимательской инициативы и развития конкуренции, принимаем настоящую Хартию.

Коррупция, в ее различных формах и проявлениях, несет прямую угрозу национальной безопасности, сдерживает социально-экономическое развитие государства, ограничивает добросовестную конкуренцию и приток инвестиций в страну.

Предпринимательским сообществом всецело поддерживаются инициативы Главы государства и Правительства по борьбе с коррупцией, кардинальному улучшению условий для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в стране.

При этом, определяющим фактором долгосрочного успеха государственных антикоррупционных программ видится их понимание и активная поддержка со стороны всех заинтересованных общественных сил, в том числе предпринимательского сообщества.

Положения настоящей Хартии призваны обеспечить добровольные обязательства отечественного бизнеса, направленные на содействие существующим мероприятиям и внедрение дополнительных механизмов предупреждения и противодействия коррупции, основанных на передовом международном опыте.

Посредством присоединения к настоящей Хартии, субъекты предпринимательства подтверждают следование принципу «нулевой терпимости» к коррупции и принимают на себя социальную ответственность в реализации принципов и положений Хартии.

Хартия открыта для добровольного присоединения любым субъектам предпринимательства Казахстана.

 1. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 Стандарты надлежащего корпоративного управления, выработанные в международной практике, содержат значительный потенциал по предупреждению коррупции.

Механизмы корпоративного управления широко используются в квазигосударственных компаниях, однако, в недостаточной степени распространены в негосударственных организациях.

В этой связи, организации, присоединившиеся к настоящей Хартии (в том числе, созданные в иных правовых формах, чем акционерные общества), стремятся к применению лучшей практики корпоративного управления, препятствующей возникновению коррупционных явлений.

В организациях периодически проводится диагностика и оценка состояния корпоративного управления в соответствии с наилучшей практикой.

Использование организациями лучшей практики корпоративного управления является ключевым индикатором при ведении ими системы управления рисками.

Руководители организаций личным примером демонстрируют необходимость следования принятым стандартам корпоративного управления.

Национальная палата, совместно с отраслевыми ассоциациями, саморегулируемыми организациями, государственными органами, иностранными, международными организациями и иными заинтересованными лицами принимает меры к анализу лучшей международной практики корпоративного управления, ее адаптации и внедрению в бизнес-сообществе Республике Казахстан, разрабатывает методические рекомендации по стандартам корпоративного управления для использования отечественными субъектами предпринимательства.

 

2. ОТЧЕТНОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ

 Важнейшей составной частью лучшей практики корпоративного управления является периодическое публичное представление организациями отчетов о своей деятельности, включая реализацию внутренних программ противодействия коррупции.

Отчеты публикуются на интернет-ресурсах организаций, за исключением информации, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, как самой организации, так и ее контрагентов, которая не может быть разглашена без письменного согласия последних.

Организации публикуют информацию, в том числе в рамках отчетов по корпоративной социальной ответственности, об оказанной спонсорской и благотворительной помощи, воздействии на окружающую среду, обеспечении техники безопасности, добровольно принятых мерах по повышению качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

Публикуемая открытая отчетность организаций может выступать в качестве предмета проведения общественного мониторинга.

В случае необходимости, по возможности, проводятся встречи с местным населением и партнерами организаций, направленные на разъяснение положений отчетов и открытое обсуждение имеющихся вопросов.

В целях пресечения и раскрытия фактов коррупционных нарушений организации стремятся к активному сотрудничеству со средствами массовой информации.

На основании рекомендаций Национальной палаты, организации разрабатывают и реализуют программы по прозрачности своей деятельности, в том числе получаемых доходов и возникающих расходов, по примеру международной инициативы прозрачности доходов в добывающей промышленности.

Национальная палата ежегодно подготавливает и публикует Национальный доклад о состоянии предпринимательской активности в Республике Казахстан, в том числе по противодействию коррупции.

Независимая оценка и сопоставление результатов работы государственных органов проводятся посредством ведения Национальной палатой рейтинга «Деловой климат», неотъемлемой частью которого должны стать рейтинги теневого оборота и уровня восприятия коррупции.

 

3. УСТРАНЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КОРРУПЦИИ

 В качестве составной части стандартов корпоративного управления организациями внедряются программы противодействия коррупции, которые содержат конкретные меры для недопущения коррупционных проявлений в деятельности организаций, их органов и работников.

Программы противодействия коррупции должны представлять собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Утвержденные  программы подлежат  непосредственной реализации и применению в деятельности организации.

Программы противодействия коррупции регламентируют вопросы определения и устранения конфликта интересов, взаимодействия и взаимного контроля органов организаций, соблюдения этических стандартов, обучения работников, установления сбалансированной системы управления рисками, оповещения о совершенных коррупционных нарушениях, добросовестной конкуренции, внедрения антикоррупционных стандартов в отношениях с партнерами, клиентами, государственными органами и должностными лицами, регулирования спонсорства и пожертвований, ликвидации любых возможных условий для дачи взяток.

 Особое внимание уделяется корпоративной коррупции, под которой понимается злоупотребление должностных лиц своим служебным положением в коммерческих организациях в целях личной выгоды.

Управленческие решения, включая инвестиционные, принимаются исключительно в интересах организаций и владельцев организаций, с учетом интересов общества в целом.

Должностные лица организаций, при принятии решений действуют добросовестно, разумно и на основе надлежащей информации.

Инсайдерская (служебная) информация,  к которой получили доступ работники или партнеры организаций, не используется в личных целях и в ущерб интересам организаций.

Имущество организаций также не используется в личных целях работниками организаций.

Организации имеют систему мониторинга и контроля использования имущества и информации в соответствии с целями организаций, а также устанавливают эффективные, базирующиеся на лучшей практике, системы управления рисками.

Программы противодействия коррупции разрабатываются и реализуются с участием работников организаций и заинтересованных лиц.

Руководство организаций посредством личного примера участвует в мероприятиях по противодействию корпоративной коррупции, контролирует их проведение и обеспечивает объективность внутренних расследований.

Согласно лучшей практике функционирования системы управления рисками, в организациях определяются конкретные работники, которые являются ответственными за выполнение программ противодействия коррупции, анализируют и обобщают поступающие предложения по совершенствованию имеющихся механизмов.

Указанные лица представляют информацию об исполнении программ противодействия коррупции органам управления и собственникам, которые осуществляют оценку исполнения и принимают необходимые корректирующие меры.

Программы противодействия коррупции должны быть открыты для публичного ознакомления и периодически корректироваться, в зависимости от поступивших предложений заинтересованных лиц и сложившейся практики.

В рамках разработки и внедрения внутренних программ противодействия коррупции, организации активно взаимодействуют с отраслевыми ассоциациями, Национальной палатой и уполномоченными государственными органами в борьбе с коррупцией.

Национальная палата, совместно с иными заинтересованными организациями и экспертным сообществом разрабатывает методические рекомендации по положениям внутренних антикоррупционных программ и необходимых типовых документов для использования отечественными субъектами предпринимательства.

  4. РАБОТА С КОЛЛЕКТИВАМИ

ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

 В целях широкого вовлечения работников организаций в мероприятия по предупреждению и противодействию коррупции, обеспечивается их участие в разработке и выполнении внутренних антикоррупционных программ.

Организациями принимаются планы по обучению работников основам антикоррупционного поведения, в особенности, в отношении работников, непосредственно контактирующих с государственными органами или осуществляющих деятельность в потенциально коррупциогенных сферах (закупки, управление материально-техническими запасами и др.).

В рамках обучения демонстрируются преимущества добросовестного выполнения функций,  нетерпимости к любым формам неправомерного взаимодействия с государственными органами и должностными лицами, как для организации так и для самих работников.

Результаты обучения внедряются в практику организаций.

Руководством организаций принимаются меры к распространению «нулевой терпимости» в отношении поведения, нарушающего установленные организациями этические правила, и к недопустимости  работы в организации лиц, участвующих в коррупционных нарушениях или иным образом подрывающих добросовестную конкуренцию и репутацию компании.

С учетом рекомендаций Национальной палаты, организации принимают кодексы этики, основанные на лучшей практике корпоративного управления и определяющие стандарты этического поведения работников.

Особое внимание уделяется взаимодействию с профсоюзами, их отчетности и роли в устранении условий и причин возникновения социальных конфликтов.

Руководство организаций организует защищенные каналы передачи информации о фактах требования взяток государственными должностными лицами, о фактах дачи взяток другими работниками, а также иной информации о действиях, противоречащих программам противодействия коррупции и нарушающих этические стандарты организации. Такая информация обязательно направляется в службы внутреннего аудита или сотрудникам службы контроля.

В целях обеспечения эффективного исполнения данных обязанностей, организацией разрабатывается порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений и закрепляется в локальном нормативном акте организации. В данном документе предусматриваются каналы и формы представления уведомлений, порядок их регистрации и сроки рассмотрения, а также меры, направленные на обеспечение конфиденциальности полученных сведений и защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях.

Информация о фактах требования взяток, в установленном законодательством порядке, доводится до уполномоченных государственных органов и должностных лиц.

Национальная палата, принимает меры по совершенствованию трудового законодательства, в том числе, в части повышения трудовой дисциплины и ответственности должностных лиц перед акционерами (участниками) компаний, а также на основе анализа передового международного опыта обеспечивает разработку методических рекомендаций в сфере антикоррупционного обучения работников организаций.

 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПАРТНЕРАМИ,

КОНТРАГЕНТАМИ И КЛИЕНТАМИ

 Организациями принимаются меры, направленные на обеспечение реализации антикоррупционных стандартов поведения в отношениях со своими партнерами и клиентами.

В частности, в договоры с партнерами и контрагентами включаются положения, направленные на предупреждение коррупции. Соответствующие типовые условия договоров, в целях их широкого распространения в предпринимательской среде, разрабатываются Национальной палатой.

Организациями принимаются меры для определения наличия у их партнеров и клиентов механизмов предотвращения коррупционных проявлений, аналогичных предусмотренным в настоящей Хартии. Тем самым определяется возможность выдвижения требований по усовершенствованию таких механизмов, получения от контрагентов письменного заверения о применении к правоотношениям между сторонами наилучших механизмов предотвращения коррупционных проявлений, соответствующих положениям настоящей Хартии, или отказа от сотрудничества.

Организации предлагают своим партнерам, контрагентам и клиентам принять свои программы противодействия коррупции, соответствующие положениям настоящей Хартии.

Не допускаются действия, направленные на неправомерное ограничение конкурентного участия других организаций в предпринимательской деятельности, в том числе путем подкупа их должностных лиц, коммерческого шпионажа.

Для сокращения условий для коррупционных проявлений, организации прибегают к возможности рассмотрения возникающих споров с партнерами, контрагентами и клиентами на основе механизмов медиации и арбитража.

В случае обнаружения в действиях партнеров или клиентов признаков участия в совершении коррупционных правонарушений, организации информируют об этом уполномоченные государственные органы и Национальную палату, и, кроме того, требуют от партнеров и клиентов устранить условия и причины возникновения коррупционных проявлений.

 

6. ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПОК

 

Наличие конкуренции ведет к приобретению качественной продукции и стимулирует поставщиков совершенствовать свою продукцию и процедуры, снижая расходы и увеличивая эффективность.

Организации приобретают товары, работы и услуг на основании прозрачных процедур, с максимальным вовлечением потенциальных поставщиков.

Биржевая торговля рассматривается в качестве эталона приобретения товаров организациями, где главным условием эффективности закупок выступает цена товара (например, в режиме двойного встречного анонимного аукциона), а не личность поставщика, возможно аффилированная с заказчиком.

В случае закупок путем тендера, организации предварительно публикуют условия закупок и требования к поставщикам. Исключаются необоснованные требования к поставщикам и продукции.

Организации стремятся публиковать решения и протоколы по приобретению товаров, работ, услуг в рамках тендерных процедур. На все запросы заинтересованных лиц даются ответы с обоснованием принятого решения.

Исключается приобретение товаров, работ и услуг у посредников, при наличии возможности их приобретения у производителей или официальных представителей. Передача обязательств на субподряд допускается при наличии объективных обстоятельств, о которых потенциальными поставщиками сообщается до присуждения контракта.

Организации принимают меры для контроля правильности проведения закупок, обоснованности установленной цены на продукцию, эффективного использования денег для закупок и устранения конфликта интересов ответственных за закупки лиц.

При участии организаций в качестве потенциальных поставщиков в закупках иных организаций, в том числе в государственных закупках, не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе подкуп должностных лиц.

Организации добросовестно исполняют свои обязательства по договорам закупок.

Национальная палата организует разработку и присоединение организаций к кодексу положительной практики закупок, в котором наряду с вышеизложенными, найдут отражение также такие вопросы, как пред-квалификация, распространение ЕРС-контрактов, взаимодействие с поставщиками на начальных этапах реализации проектов.

В целях обеспечения прозрачности, а также проведения анализа закупок и повышения их эффективности, организации, в том числе квазигосударственные, предоставляют субъекту, управляющему информационно-аналитической системой Национальной палаты, полный доступ к информации по проектам технических заданий закупаемых товаров, работ и услуг, а также информации по планируемым, проводимым и проведенным закупкам.

Национальная палата обеспечивает предоставление государственными органами полной информации и отчетов о закупках.

Информационно-аналитический портал Национальной палаты синхронизируется с информационными системами организаций и государственных органов.

 

7. СОТРУДНИЧЕСТВО С ГОСУДАРСТВОМ

 

Предпринимательское сообщество максимально содействует государству в устранении участия предпринимателей в совершении коррупционных нарушений.

Национальная палата взаимодействует с государственными органами  и принимает меры по получению государственной поддержки при изучении, адаптации и внедрении лучшей практики корпоративного управления.

Организации создают систему по самостоятельному выявлению и устранению условий для коррупционных нарушений, по направлению информации о коррупционных нарушениях в компетентные государственные органы для принятия установленных законом мер реагирования.

Организации содействуют в проведении государственными органами предусмотренных законом проверок и не отказываются предоставлять информацию, требуемую для осуществления установленных законом функций государственных органов.

Не допускается предоставление или обещание предоставления каких-либо благ, выгод либо преимуществ государственным должностным лицам за действия, противоречащие их должностным обязанностям или ограничивающие добросовестную конкуренцию.

Организации принимают меры к содействию  уполномоченным государственным органам в выявлении фактов легализации имущества, полученного незаконным путем. Организации отказываются участвовать в приобретении, утаивании, реализации, а также в иных схемах по легализации имущества, полученного незаконным путем.

Национальной палатой принимаются меры по вхождению представителей предпринимательского сообщества в составы конкурсных комиссий по государственным закупкам, закупкам квазигосударственного сектора, в составы коллегиальных органов по вопросам приватизации, контроля освоения бюджетных средств, дисциплинарной ответственности государственных служащих.

Организации, при содействии Национальной палаты, активно участвуют в процессе разработки и экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства, определяют потенциально коррупционные нормы и административные барьеры и дают предложения по их устранению.

В случае выявления пробелов в законодательстве, организации принимают имеющиеся в их распоряжении меры для устранения таких пробелов, в том числе путем обращения в отраслевые ассоциации и в Национальную палату.

Национальная палата и отраслевые ассоциации направляют для анализа в организации проекты нормативных правовых актов, затрагивающие интересы предпринимателей, и в обязательном порядке учитывают полученные рекомендации.

Поступающая от организаций в Национальную палату информация о коррупционных фактах является основой для общественного мониторинга, проводимого Национальной палатой.

В рамках деятельности Совета по противодействию коррупции и теневой экономике при Национальной палате осуществляется активное сотрудничество предпринимательского сообщества с государственными органами для оперативного и системного решения задач по устранению причин, условий и последствий коррупционных проявлений, для разработки общей стратегии взаимодействия.

Общественный мониторинг и участие в разработке антикоррупционных мер реализуются также путем выдвижения Национальной палатой представителей предпринимательского сообщества в составы консультативно-совещательных структур при государственных органах и организациях квазигосударственного сектора по вопросам, затрагивающим интересы предпринимателей.

Принимаются меры по включению представителей Национальной палаты в созданные в государственных органах комиссии по досудебному разрешению споров.

Национальная палата принимает меры для устранения условий коррупционных нарушений в государственных органах, в том числе путем упрощения и ускорения процедур, расширения практики оказания государственных услуг по принципу «одного окна», прозрачности деятельности, периодической оценки государственных услуг.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Мы заявляем, что будем основывать свою деятельность на вышеуказанных принципах в целях развития предпринимательства и общества в целом.

Мы с твердой уверенностью будем реализовывать положения настоящей Хартии для искоренения всех условий и причин возникновения коррупции.

Организации, участвующие в коррупционных нарушениях и не принимающие меры для их устранения, а также использующие приемы недобросовестной конкуренции, не могут быть частью предпринимательского сообщества Казахстана.

Такие организации заслуживают общественного осуждения. Также порицаются структуры, сотрудничающие с организациями, содействующими коррупции. 

Хартия открыта для присоединения всех субъектов предпринимательского сообщества Казахстана, независимо от места их регистрации, сферы деятельности или размера.

В целях эффективного применения положений Хартии на практике, Национальной палатой на ежегодной основе разрабатывается и утверждается план мероприятий по ее реализации.

Присоединение к Хартии осуществляется путем направления в Национальную палату заявления о присоединении.

Список участников Хартии публикуется на интернет-ресурсе Национальной палаты.

                       ___________________________________

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить